Го в Древнем Китае

Джон Фейрбейрн (John Fairbairn)
Перевод Олега Сапача

Эта статья была написана по заказу куратора Британского музея, когда я указал на ошибку в экспозиции древних игр несколько лет тому назад. За последнее время появились некоторые новые данные, но они не затрагивают основ статьи.

1. ВВЕДЕНИЕ

Китайской игре Вей-чи (Weichi,Weiqi), более известной у нас под её японским названием - Го, оказал плохую услугу историк шахмат Муррей (H.J.R.Murray).
В своей работе (1952:35-36) он заключает своё краткое обсуждение игр в Древнем Китае следующим образом: "Старейшая и лучшая из исконно китайских игр - Вей-чи, не старше 1000 г. н.э.".
Это предваряется другим оскорбительным замечанием: "...китайские историки всегда имели склонность преувеличивать возраст своих изобретений и, в частности, возраст этих игр. Современные исследователи придерживаются мнения, что единственными из китайских игр на доске до Р.Х. были простые игры типа мерелс (merels), т.е. игры линейные. Йи (Yih), упомянутая Конфуцием (Конфуциус, Кун-цзы, (551-479 г. до н.э.)) и Менцием (Менциус, Мен-цзы (372-289 г. до н.э.)), были меньше мерелс".

Ещё за год до этого, великий синолог Бернхард Кeлгрен (Bernhard Karlgren)жестко критиковал тех, кто находил модным насмехаться над древностью китайских текстов. "Это выглядит очень научно и критично. Но, за немногими исключениями, такие "приговоры" основаны на легковесных, недостаточных и субъективных аргументах..." (Karlgren, 1951:117).

Кроме того, что касается мурреевского "современные исследователи", то они, насколько я могу судить, полностью опровергают его утверждение. Относясь с уважением к его подозрениям и ограничиваясь не-китайскими учеными, мы нашли у Огава Такудзи (Ogawa Takuji), например, в очень важной статье, утверждение: "Справедливо интерпретировать Йи как Вей-чи. Нет никакого сомнения, что ссылки на Йи у Менциуса используются в отношении Вей-чи.". Профессор Вольфрам Эберхард (Eberhard, 1942:104-105) более осторожно говорит, что Йи "нормально приравнивать к Вей-чи", но недвусмысленно добавляет: "Термин Вей-чи встречается по крайней мере со времени Хань, еще до начала христианской эры". И Карл Химли (Karl Himly), кого Муррей одобрительно цитирует в другом месте, сказал, что игра наподобие японского Го , была "впервые упомянута в Tso Chuan, сборнике сочинений [Конфуциуса] и Менциуса" (Himly, 1896:136-137).

Так случилось, что нам нет нужды ссылаться на научные авторитеты, чтобы показать, что Го значительно старше, чем утверждает Муррей. Имеются археологические доказательства. В Китае в 1954 г. в Вангду найдена доска 17х17, датируемая ранее 200 г. н.э. (сейчас хранится в Beijing Historical Museum) (Watanabe Y., 1977:119). Прелестная картина на шелке, найденная в 1974 г. в Торфане, изображает женщину, играющую в Го, также на доске 17х17, датируется примерно 750 г. н.э. (Watanabe Y., 1977:119-120). Она была репродуцирована в цвете в ж. "Мир Го" ?29 (Осень 1982 г.).

Эти открытия сделаны после утверждения Муррея, но полный комплект из доски и камней Го лежал в императорском склепе Shosoin (середина 8 века) (см. Masukawa, 1987:1-8).

Имеется также масса косвенных свидетельств - анекдоты, волшебные истории, биографии, руководства по математике и т.д. - которые касаются Го и указывают на широкое распространение Го в Китае, Японии и Корее задолго до 1000 г. н.э.

Я предлагаю исследовать свидетельства древности Го, хотя здесь имеется столько материала, что это все равно, что пытаться достичь горизонта. Поэтому я вынужден ограничиться в основном Китаем в период примерно до 250 г. н.э..

Но в начале обратимся к терминологии.

Современное название для Го в Китае - Вей-чи (Weiqi, произносится Wei-chee), что означает: "окружная игра". В старых текстах однако также используется древний термин Йи (Yi). Оба названия часто переводились как "шахматы". Но собственно китайские шахматы называются Xiangqi. К тому же полезно вспомнить, что в современном Го играют на доске 19х19 линий (= 361 пункт) со 181 черными и 180 белыми "камнями" (фишками). В древности использовали доски 17х17 и даже меньше и соответственно меньшее количество камней. Сегодня только тибетское Го ещё использует доску 17х17, в других местах встречаются только небольшие различия в правилах игры (Watanabe, 1983; Cheng, 1988; Fairbeirn, 1990). В Китае, Японии и Корее основные отличия в правилах имеются в начальной расстановке при гандикапе (игре с форой) и методах подсчета в конце партии.

Напомним также, что термин liubo (или bo) относится к состязательной игре типа "нарды" (прото-трик-трак). В древних текстах встречаются и некоторые другие игры, но я избегаю ссылаться на них.

2. Легенды о мудрых королях и гадания

Большинство китайских авторов цитируют легенду: "Яо (Yao) придумал Го для того, чтобы развить ум своего сына Дан Цху (Dan Zhu)". Поскольку Яо был полу-мифологический император 23 века до н.э., это обычно трансформируется в "Го имеет возраст 4000 лет".

Но это всего лишь легенда, хотя и общепринятая. Ее обычно приписывают мудрецу Цханг Хуа (Zhang Hua) за ремарку, которая появилась в его трактате "Bo Wu Zhi" (Отчет об исследовании вещей), написанном примерно в 270-290 г. н.э. (Древние китайские тексты, цитируемые здесь, приведены во многих антологиях; о Го лучше всего у Shen (без даты) и Liu, 1985; о Цханг Хуа и Го см. также Shirakawa, 1993). Однако, он замечает между прочим с усмешкой: "Говорят, император Шунь считал своего сына тупым и придумал Го, чтобы развивать его." Необходимо сознавать, что, как показывают многие анекдоты (см. Du, 1987:11-19; Li, 1980; Watanabe Y., 1977:93-133), Го неожиданно становится обычным в эпоху Чжаньго, но осуждается конфуцианскими моралистами - по Конфуцию Го всего лишь на ступень выше обжорства и безделия. Приписывание изобретения Го Яо фактически основано на "Shi Ben" (Начала Истории)- книге Периода Войн (475-221 гг. до н.э.) - выглядит противоречиво, поскольку мифические цари Яо и Шунь почитались Конфуцием. Замечание, высказанное Цханг Хуа в манере его времени, нельзя брать на веру.

Действительно, китайцы сами имеют древнюю традицию отвергать легенды, хотя иногда используют удивительные аргументы. Например, пролог к прославленной "Xuanxuan Qijing" (Таинственное и изумительное руководство по Го) 1347 года говорит, что неверно, что Го может сделать глупого сына мудрым. Другие же верят в это. Так областной инспектор Тао Кан (259-334) выбросил свои доски для Го и Триктрака в реку Янцзы потому, что Го - "для глупых сыновей" и потому, что Триктрак, по общему мнению, изобретен злым тираном Чу (Zhou) (примерно в 11 веке до н.э.)(Watanabe Y., 1977:144).

Откуда "Shi Ben" получила легенду - другой вопрос. Её источниками были истории разного вида из древней истории Китая. Версия текста, которой мы сейчас располагаем, просто сообщает, что Яо изобрел Го (Йи), а Дан Цху был сведущим в Го. Налицо противоречие в разных легендах. С одной стороны, Яо и Шунь представляются как мудрецы , которые осознали, что их сыновья недостойны наследовать им, но назначают аутсайдеров своими наследниками.

Однако, Яо также связывается по легенде с созданием календаря и гаданием, и здесь легко можно видеть связь с Го. Гадание в Китае в начале, по-видимому, было связано с сельским хозяйством. Наверное, Шанг (Shang) (16-11 в. до н.э.) использовал трещины на костях животных и панцирях черепах для предсказания урожая и погоды. Интересно также, что гадания связаны с легендарной Диаграммой Желтой Реки и Записями Луо. Возможно, это относится к Великому Предку Fu Xi на спине дракона или черепахи, который поднялся из вод Желтой реки. Это лишь магические квадраты, но китайцы всегда изображали их тем же способом, как и Го-диаграммы. Представьте себе магический квадрат, где числа показаны не цифрами, а черными и белыми камнями Го.

Шанга сменил Чу, который переключил внимание оракулов на предсказание влияния небесных тел. Это был период, когда окончательно сформировалась теория инь-ян. Такой космический взгляд был широко распространен и даже более поздние Го-писатели придерживались его. Например, в "Yi Shi" (Сущность Го) известный историк Бан Гу (Ban Gu)(32-92 г. н.э.) говорил: "Доска должна быть квадратной и изображать законы Земли. Линии должны быть прямыми, как божественные силы. Имеются черные и белые камни, разделенные, как инь и ян. Их расположение на доске подобно модели небес".

Даже такая поздняя книга как "Wang You Qing Le Ji" (Коллекция беззаботных и невинных игр), старейшее уцелевшее руководство по Го (начало 12 столетия ; хотя это, естественно, антология более ранних текстов) начинается с - "Количество всех вещей в природе начинается с единицы. Число точек на доске Го триста и шестьдесят плюс одна. Один есть первое из всех существующих чисел. Оно занимает полярную точку, вокруг которой вращается вся доска. Другие 360 точек представляют число дней в году (лунном). Они делятся на 4 четверти, которые соответствуют четырем сезонам года..." и т.д. в том же духе. Это текст из части "Qijing Shisan Pian" (Руководство по Го в 13 главах).

Хотя и популярные - подобные тексты существуют также, например, для бекгамона - такие идеи явно относятся ко времени Бан Гу и позднее, и не имеют ничего общего с изобретением Го (но может быть тесно связаны с переходом от доски 17х17 к доске 19х19).

3. Го и война

Наиболее вероятный источник для происхождения Го лежит на пути трансформации гаданий времени Чжао (3-4 в. до н.э.). Первоначально спрашивали небеса, что судьба готовит во всякого рода рискованных предприятиях. Но человек есть человек, и типичными предсказаниями оракулов (как записано на костях) были: "Знак был дан: этой весной король атакуя клан Х, сможет собрать 5000, чтобы вести войну" или "На 8-й день мы уничтожим 2656 человек в битве" (Watanabe Y., 1977:64-65). Предполагается наличие гадательной доски, возможно базирующейся на диаграммах магических квадратов. Легко представить эволюцию Го из сеансов гадания вокруг доски с черными и белыми кусочками, наполняющими трещины на раковинах и костях, проводимых жрецами, рассуждающими о возможных интерпретациях. Можно представить и военных: - имеются ссылки в первой части "Sun Zi's" Bing Fa (Искусство войны, 5-й в. до н.э.) - рассчитывающих "факторы" в башне предков перед боем (см. Lau, 1965:331-332; Sawyer, 1993:437). Для принятия решений использовались также магниты и магнитные гадательные доски (Needham, 1962).

Хотя еще и умозрительная, эта версия появления Го кажется наиболее предпочтительной на данный момент, и, если это так, то дата создания Го, возможно, лежит где-то между 10 и 4 веками до н.э.

Каким бы не был источник Го, позже его стали часто использовать как метафору войны. "Qijing Shisan Pian", которая только что цитировалась, написана по модели "Sun Zi's" (Искусство войны) не только в количестве глав, но и во фразиологии. Мао Дзедун также любил использовать такие аналогии (Boorman, 1969).

Тем не менее, кроме таких спекуляций, как приведенные выше, Го никогда не имело прямых ассоциаций с методами ведения войны, в отличии от шахмат. Даже ее терминология отличается - многие древние термины, которые дожили до наших дней, относятся в основном к движениям рук (блок, толчок, бросок и т.п.) .

4. Го в классике

Возвращаясь теперь к ранней литературе, во-первых, сошлюсь либо на "Zuo Zhuan" (Комментарии Цзуо к весенним и осенним сборникам), либо на сборник трудов Конфуция. Письмо было приведено последователями Конфуция вскоре после его смерти в 479 г. до н.э. Watanabe (1977:70) также выдвигает вперед для рассмотрения возможную ссылку на документ, написанный в 91 г до н.э., но относящийся к 681 г. до н.э.

В тексте "Zuo Zhuan" читаем: "Князь Ксианг .... поехал говорить с Нинг Кси. Нинг Кси обещал сотрудничать с ним. Когда старший дядя Вэн Зи услышал об этом, он сказал: "Увы!... Нинг сейчас обращается со своими владениями с меньшим вниманием, чем если бы он играл в Го. Как может он избежать несчастья? Если игрок в Го располагает свои группы не заботясь об их надежности, он не победит своего противника. Насколько же хуже, если он управляет своими владениями, не обеспечивая их безопасности" ".

Ссылка на Конфуция (Сборник, книга XVII,22) менее надежная: "Трудно человеку, чей желудок вечно полон, применить свой ум для чего-нибудь. Не игрок ли он в Бо и Го? Даже играть в эти игры лучше, чем предаваться праздности."

Следующие две ссылки на Менция, последователя Конфуция. В одной (Mencius, Книга IV, b-30) Го связано с Бо и вином, как грубыми вещами, ведущими к недостаточному почитанию предков. В другой (Книга VI, a-9) он приводит следующую притчу: "Сейчас искусство Го - второстепенное искусство. Но даже в нем, если кто-либо не приложит свой ум и не напряжет свою волю, то не сможет достичь мастерства. Мастер Го Киу - лучший игрок на всей Земле. Предположим, что он обучает двух людей играть. Один напрягает свой ум и волю, и слушает, что ему говорит Киу. Другой, хотя и слушает, но ум его занят лебедем, чей образ захватил его, и он хочет только взять свой лук и стрелы, чтобы поохотиться на лебедя. Хотя он учится у лучшего игрока, он не достигнет хорошего результата. Это из-за того, что он непонятливый? Я скажу, что нет."

Все эти классические ссылки относятся к Йи. Ни одна из них непосредственно не говорит нам, что такая игра Вей-чи существует, и нам приходится ждать до времени Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.) для детального описания, подтверждающего, что Йи есть Вей-чи. Но значение традиции нельзя игнорировать, имеется множество упоминаний Йи в период между временем Конфуция и эрой Хань. Интересно, что в них часто подразумевается, что эта игра требует умения и ко времени Хань уже был достигнут довольно высокий уровень. Цзин Кси, например, в книге "Quan Yin Zi" (Книга мастера Цзин; период позднего Джоу, 4-3 в. до н.э.) говорит: "Возьми стрельбу из лука, управление колесницей, игру в Зиттер и Го: ни в одном из этих дел невозможно закончить обучение". Лиу Ан в "Huai Nan Zi" (Книга принца Хуаи Нан, 140 до н.э.) также говорит: "Недостаточно сыграть один раз в Го, чтобы достичь мудрости".

5. Сумбур в Хань-и Вей-времена

Ответ на вопрос, почему то, что вначале называлось Йи, позднее стало обычно называться Вей-чи, возможно, содержится в книге "Fang Yan" (Диалекты) ханьского ученого Янг Ксионга (53 г. до н.э. - 18 г. н.э.), который сказал: "Йи относится к Вей-чи. К востоку от Хангу Пасс в государствах Ки и Лу все говорят Йи". Лу - сейчас провинция Шандонг - была родиной как Конфуция, так и Менция, и поэтому применение термина Йи было естественно для них.

Другое раннее определение значения термина Йи есть в словаре "Shuo Wen Jie Zi" (аналитический словарь знаков) ученого времени позднего Хань Ксу Шена (Xu Shen), жившего в 1-м веке н.э., где он говорит: "Йи есть игра на доске".

Как в этих, так и в других текстах, Вей-чи становится обычным термином во времена Хань, и теперь читателям приходится объяснять, что означает Йи. Очевидной причиной стало географическое перемещение фокуса силы и влияние других диалектов.

Имеется, однако, и другая гипотеза, выдвинутая в 1977 году, о том, что Йи, возможно, относится к Го на доске 17х17, а Вей-чи к варианту 19х19, и оба варианта сосуществовали одновременно. Существование тибетского Го (17х17) свидетельствует в пользу этого.

Ситуация очень запутана. Доска 17х17 найденная в Вангду, относится к времени после позднего Хань. И в дальнейшем имеются ссылки на доску 17х17. Наиболее известна ссылка Хандам Чуна из следующего Вей периода (220-265 г. н.э.) в "Yi Jing" (Руководство по совершенствованию): "Доска для Го имеет по 17 линий по длине и по ширин".

С другой стороны, имеется наиболее ранняя из дошедших до нас запись партии в "Wang You Qing Le Ji" между принцем Ву Сан Це (175-200) и его генералом Луэ Фэном . Она велась на доске 19х19.

Со времени находки доски в Вангду и тибетского Го современные игроки долгое время полагали, что игра Сан - Луэ - фальсификация . Однако, вопрос ее аутентичности был недавно пересмотрен Ли (Li,1980b). Он доказал, что условия для того, чтобы это было правдой, вероятно, существовали, что использовалась доска 19х19. Он предположил также, что эта доска была новой, либо расширенной в связи с ростом популярности Го.

Однако, имеется и еще один вид осложнений. На досках из Shosoin'а (похожий вид досок встречается и в древней Корее и Китае) есть 19х19 линий, но только 300 камней и никакого пространства по краю доски, что делает крайне затруднительным ставить камни на краю (Masukawa, 1987:4). Можно предположить поэтому, что на самом деле использовались только 17х17 линий. Этой гипотезе. Однако, противоречит открытие картины из Торфана, на которой изображена доска 17х17 без пространства по краям, но с камнями на крайних линиях.

Дело запутывается даже больше, если полагать, что доска 19х19 вытесняет доску 17х17 (хотя существование тибетского Го показывает, что не полностью), так как дата создания картины значительно позднее (примерно 750 г). Доска подобного неполного стиля , но 19х19, была найдена в Хенане и датируется 557-618 г. (Сейчас в музее провинции Хенан). Решение этого противоречия требует дальнейшего изучения.

Другая особенность Го во времена Хань - появление ссылок на стратегию Го. Самая ранняя в "Xin Lun" (Новый трактат) Хуан Тана (43 до н.э. - 28 н.э.): "Когда начинаешь, лучшая стратегия - располагай части далеко друг от друга и растягивай их наружу, окружая и атакуя противника, и таким образом выиграешь, получив больше свободных пунктов территории. В дальнейшем лучшая стратегия состоит в поиске преимущества путем разрезания сил противника. В этом случае результат неопределенен и необходим расчет, чтобы определить исход. Неправильная стратегия - защищать края и углы, поскорее строя глаза, чтобы сохранить свои силы в маленькой области".

Так как известно о существовании хороших игроков, то это подразумевает рост понимания игры. Следует также отметить, что финальный подсчет велся так же, как это принято в Японии сегодня, подсчитываются только свободные пункты (территория). Современный китайский способ - считать как территорию, так и камни. Дискуссию о времени изменений (Юань-Минг эра(?)) см. Янг (Yang L. 1960).

Из этого времени наиболее известна длинная поэма Ма Ронга (? - 166 н.э.). Она интересна тем, что впервые подводит нас к техническим терминам. Первая половина его "Weiqi Fu" (Рапсодия Го) говорит нам:

"Вначале занимаются 4 угла,

Чтобы защитить их и влиять на стороны.

Затем блокируются линии вдоль сторон

Так, чтобы расставленные камни издали следили друг за другом.

Затем сделай ходы большого и малого коня (всадника),

Подальше , один за другим.

Так группы выпрыгивают из границ и препятствий

И получают путь к центру.

Убежав, они останавливаются и готовятся к дальнейшему движению:

Куда лететь - направо или налево?

Там, где путь узок и враг многочисленен,

Они не смогут уйти далеко.

Но, если сами многочисленны, но не имеют плана,

Они будут бесцельно сбиваться в кучу, как стадо овец

И всегда будут в обороне,

Тогда как щелчки противника будут сыпаться на них со всех сторон.

Вместо того, чтобы атаковать противника, где он силен,

Защити свои слабые места

И затем пошли удар молнии в его жизненные пункты.

Если это выгодно, выбери момент, чтобы захватить его.

Если есть удобный случай, ты можешь сделать себя сильным.

Но, если ты слишком жадно будешь стремиться захватить его,

Он разорвет твои стены,

И тогда прорыв плотины будет не остановить,

И случится наводнение, и поток разольется далеко и широко"

Это опять показывает глубокое понимание игры как искусства в то время, когда другие культуры едва поднялись над уровнем игр, основанных на удаче. И более того, с тех пор Го имело почти 2000 лет процветающего будущего. В это время оно было тесно вплетено в историю Азии на всех уровнях, принося радость императорам, бессмертным, ученым и обычным людям. Досадно, что его история так мало известна на Западе.

6. Литература

Boorman 1969 : Scott A. Boorman,;The Protracted Game: a Wei-ch'i Interpretation of Maoist Revolutionary Strategy; (Oxford University Press, Oxford, 1969)

Cheng 1988 : Cheng Xiaoliu,;Gulao de Zang Qi; [Ancient Tibetan go], Zhongguo Weiqi Nianjian 1987, pp. 402-413 (Shu Rong Qiyi Chubanshe, Chengdu 1988)

Du 1987 : Du Zhongde, ed., Zhongguo Weiqi Shihua [Historical tales of go in China] (Renmin Tiyu Chubanshe, Beijing, 1987)

Eberhard 1942 : W. Eberhard, Lokalkulturen im Alten China [Local cultures in ancient China], Vol. I, pp. 100-116 (E.J. Brill, Leiden, 1942)

Fairbairn 1990 : John Fairbairn,;Go on the Roof of the World;, Go World , No. 58, Spring 1990, pp. 10-15 (Ishi Press, Tokyo)

Himly 1896 : Karl Himly, Die Abteilung der Spiele im 'Spiegel der Mandschu-Sprache' [The section on games in the 'Encyclopaedia of the Manchu language'], T'oung Pao , Series II, Vol. 7, pp. 135-146 (E. J. Brill, Leiden, 1896)

Karlgren 1951 : Bernhard Karlgren, Excursions in Chinese Grammar, Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities , No. 23, pp. 107-133 (Stockholm, 1951)

Koizumi 1991 : Koizumi Shingo, Chugoku Kodai no Yugi Ryupo ni tsuite [On the game liubo in ancient China], Yugi-shi Kenkyu No. 3, Oct. 1991 (Osaka)

Kotaka 1943 : Kotaka Yoshisaburo, Nihon no Yugi [Games of Japan] (Hata Shoten, Tokyo, 1943)

Lau 1965 : D. C. Lau, Some Notes on the Sun-tzu , Bulletin of the School of Oriental and African Studies Vol. 28, pp. 317-335 (London, 1965)

Li 1980a : Li Songfu, Han-Wei de Weiqi [Go in the Han and Wei periods], Wei Qi No. 99 pp. 27-29, No. 100 pp. 27-29, No. 101 pp. 18-19 (Shanghai, Jan.-Mar. 1980)

Li 1980b : Li Songfu, Sun-Lü Yipu de Zhenwei [Is the Sun-Lü game genuine?], Wei Qi No. 103, pp. 51-53 (Shanghai, May 1980)

Liu 1985 : Liu Shancheng, ed. Zhongguo Weiqi [Go in China], 2 vols. (Shu Rong Qiyi Chubanshe, Chengdu 1985)

Masukawa 1983 : Masukawa Koichi, Tobaku III [Gambling, Vol. III] (Hosei Daigaku Shuppankyoku, Tokyo, 1983)

Masukawa 1987 : Masukawa Koichi, Go [Go] (Hosei Daigaku Shuppankyoku, Tokyo, 1987)

Murray 1952 : H.J.R. Murray, A History of Board-Games other than Chess (Clarendon Press, Oxford, 1952)

Needham 1962 : Joseph Needham, Science and Civilisation in China , Vol. 4 Part I, pp. 314-334 (Cambridge University Press, 1962)

Ogawa 1932 and

Ogawa 1933 : Ogawa Takuji, Shina ni okeru Iki no Kigen to Hattatsu [Origin and development of go in China], Shinagaku , Vol. VI, No. III (July, 1932) pp. 57-76, and Vol. VII, No. I (May 1933) pp. 79-90 (Kobundo Shobo, Kyoto)

Potter 1985-86 : Donald L. Potter, Go in the Classics (ii): the Tso-chuan , Go World , No. 42, Winter 1985-86, pp. 19-21 (Ishi Press, Tokyo)

Shen [undated] : Shen Zicheng, Weiqi [Go] (Guoguang Shuju, Hong Kong, undated)

Sawyer 1993 : Ralph D. Sawyer, The Seven Military Classics of Ancient China , (Westview Press, Oxford, 1993)

Shirakawa 1993 : Shirakawa Masayoshi, Igo no Genryu wo Tazunete [Seeking the origins of go], Igo Kurabu , No. 10 (October 1993), 136-138 (Nihon Ki-in, Tokyo)

Watanabe H. 1983 : Watanabe Hideo, Chugoku Kokifu Sanpo [Browsing through ancient Chinese go books] (Shinjusha, Tokyo, 1983)

Watanabe T. 1982 : Watanabe Takeshi, Chugoku Kodai no Banjo Yugi [Ancient Chinese board games], Gekkan Hyakka , Part 241 (Heibonsha, Tokyo, Nov., 1982)

Watanabe Y. 1977 : Watanabe Yoshimichi, Kodai Igo no Sekai [The ancient world of go] (San'ichi Shobo, Tokyo, 1977)

Yang L. 1960 : Yang Liansheng, Chugoku Iki Tsukurikata Hansen Shoko [Some thoughts on changes in final counting in Chinese go], translated into Japanese, with additional note, by Go Seigen, Kido , Vol. 36, pp. 54-56 (Nihon Ki-in, Tokyo, Oct., 1960)

Yang Y. 1946 : Yang Yinshen, Zhongguo Youyi Yanju [Researches into Chinese pastimes] (Shijie Shuju, Shanghai, 1946)

Yasunaga 1977 : Yasunaga Hajime, Chugoku no Go [Go in China] (Jiji Tsushin-sha, Tokyo, 1977)


(c)1997-2004, ASW. ALL RIGHTS RESERVED

Используются технологии uCoz